Армянский театр, наряду с греческим и римским, один из древнейших театров мира европейского типа. Он возник в первом тысячелетии до нашей эры.
Первый армянский профессиональный театр появился в эллинский период. По словам историка Плутарха, Тигран Великий (Мец) построил амфитеатр в эллинском стиле в столице страны Тигранакерте в 69 году до нашей эры.
В античном театре была разработана пантомима, а самой известной актрисой пантомимы была Назеник (2 век). Во 2-3 веках армяне уже играли в армянских и греческих представлениях.
В 301 году, после принятия христианства, театр в Армении был запрещен. В средние века театр существовал в виде цирка, народных игр, духовной драмы и учебной риторики.
В период укрепления феодального строя, несмотря на противодействие церкви, давались представления античной драматургии (Менандр, Еврипид), произведений армянских комедиографов, трагиков, мимографов. Существовали специальные театральные здания (по типу античных амфитеатров) с отдельными верхними местами для женщин. Представления давались систематически, театры привлекали большое количество зрителей.
Популярность театральных представлений побудила духовенство вводить театрализованные элементы в церковные обряды. Из литургической драмы возник христианский мистериальный театр – характерное порождение культуры эпохи феодализма.
В трудах армянских учёных-философов 6-7 веков имеются свидетельства, что театр занимал видное место в общественной жизни Армении. В эпоху позднего средневековья театральные представления получили распространение в Васпураканском княжестве, в Анийском царстве, в Киликийском королевстве.
В Ахтамаре выступали актёры-гусаны и актрисы-вардзаки. На высеченных из камня горельефах на стенах Ахтамарского храма 10 века изображены маски армянского театра того времени в двух его разновидностях – бытовой комедии, сходной с драматургией Менандра, и сатирическом площадном театре «гусанов-мимосов», «цахрацу».
В 12 веке возникает театр в королевстве Киликии, куда перемещается центр культурной жизни армянского народа. К этому же времени относятся первые дошедшие до наших дней произведения армянской драматургии: драматическая поэма О. Плуза, мистериальная драма «Адамова книга» А. Сюнеци.
B 19 веке в армянские спектакли были добавлены русские спектакли и шекспировские романы.
Сейчас в сердце армянской столицы в Ереване находится гордость армянского народа – Национальный академический театр оперы и балета имени Александра Спендиаряна. Это не просто культурное строение, а архитектурный шедевр, автором которого является всемирно известный академик-архитектор Александр Таманян.
Театр им. А.Спендиаряна стал стимулом в рождении новой музыкально-театральной страны, воображения композиторов. Здесь обобщается самая великолепная биография армянской музыкальной жизни.
Национальный академический театр им. А.Спендиаряна единственный в мире, который призван развивать искусство армянской оперы и балета .
Сейчас оперный театр Армении переживает лучший период своего развития. Оперные звёзды международного масштаба, престижные балетные труппы с гордостью выступают на сцене армянского театра.
В свою очередь артисты театра оперы и балета Армении периодически выступают на лучших всемирных сценах, представляя как лучшие работы армянских, так и всемирно известных композиторов.
Театр оперы и балета Армении сегодня делает утвердительные шаги по расширению своего репертуара для представления на армянской сцене армянских и всемирных оперных и балетных шедевров.