АЛЕЛУК. Прошлое и настоящее в обрядах амшенских армян

0
183
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ардаваст ТУЛУМДЖЯН,председатель культурного Центра «Амшен»,в Туапсе на конференции посвященной истории армян Черноморского побережья в 2009 году, рассказывал, проиллюстрировав видеосюжетом, об интересном обычае, который теперь имеет возможность возродиться. Он красочный и вместе с оригинальными особенностями имеет много сходства с подобными обычаями нескольких народов.

В ночь перед Рождеством и Крещением с 18 на 19 января ряженные с музыкантами, иногда на телегах и лошадях, выезжают на ритуальное представление. Группа состоит из «деда», который одет в бурку, папаху, имеет густые бороду и усы, в руке посох и кинжал и иногда выступает в роли жениха, «невесты», которую играет переодетый в свадебное платье молодой парень, «араба», одетого в черное и вымазанного сажей и «доктора» в медицинском халате. Вся эта процессия направляется в дома жителей города.
Стоя у двери дома, они поют Благую весть — «Аветис»:
Мы пришли к вашей двери, благая весть,
Дома богатства будут благословенны, благая весть,
Дома невестка будет благословенна, благая весть,
Дома жених будет благословен, благая весть,
Твой очаг будет благословен, благая весть,
Мы замерзли, ты дверь открой, благая весть.
Входит «дед» в дом, здоровается, проводит посохом вокруг себя круг и говорит хозяину: «Позволь в твоем доме маленькое застолье и гуляние проведем, вина выпьем, ведь я любимую выкрал из рук араба».
Хозяин дает добро. Дед зовет невесту: «Гилизар входи». Невеста входит, становится рядом с дедом. Музыканты играют веселые мотивы. Все танцуют.
Вдруг, забегает араб и убивает деда-жениха и убегает. Невеста рыдает над своим любимым и говорит: «Ай, вах, нареченного моего зарезали, сделайте что-нибудь, верните его».
Зовут доктора, тот спрашивает: «Что случилось?».
Хозяин: «Гостя моего, жениха, подлый араб зарезал».
Доктор отвечает: «Есть у меня живая вода, могу его воскресить, но очень дорогая вода».
«Какова цена?», — спрашивает хозяин. «Одна тысяча рублей», — отвечает доктор.
Доктор производит обряд оживления деда–жениха, при этом старается выгнать всех из дома, приговаривая: «Хватит вам пить, есть, веселиться — это человека убийственно
На следующий или другой удобный день все участники выступления и хозяева домов с семьями собираются праздновать «Алелук».,В Хадыженске, за накрытыми столами собрались многочисленные гости и участники праздника – всего более 300 человек. После поздравления и благословления настоятеля храма «Сурб-Геворг» Тер-Момика Гдляна, который прочёл проникновенную проповедь о празднике Рождества и Крещения, приступили к трапезе. С поздравлениями, обращёнными ко всем присутствующим выступили представители городской администрации, армянских изданий края, журнала «Хачкар» и газеты «Еркрамас»,специалисты, историки и этнографы КубГу.
На большом экране демонстрировался фильм, снятый активистами Центра «Амшен», в котором наглядно рассказывалось об особенностях Аллелука и людях, стоявших у истоков его возрождения.. Перед присутствующими выступил танцевальный коллектив «Фуртуна»,а ряженые показали костюмированное представление «Алелук», завершившееся танцем невесты «Гайсын-бар». Весь вечер для гостей и участников мероприятия играла группа «Лорд».
«Алелук» стал интернациональным праздником, объединившим не только армянскую диаспору Апшеронского района, но и людей разных национальностей, поколений, социального статуса, предоставив возможность всем радоваться жизни, общаться, узнавать друг друга, петь песни и танцевать, созидать добро. В нашем новом национально-культурном Центре «Истоки» со вниманием отнеслись к информации об этом своеобразном обычае предков и проект празднования «Алелука» решено рассмотреть среди возрождения других национальных обрядов в 2020 году.