Вчера в сочинских Армянских Апостольских Церквах Сурб Хач и Сурб Саркис по традиции, накануне Дня Сретенья Господня-14 февраля, состоялся молебен. Священники поясняют суть важного в религии армян, истории и народном «календаре» дня. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан -обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи. Согласно древней традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа. Армянская Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа. Корни этого духовного обряда уходят далеко в глубину истории. Как свидетельствует Священное Писание, следуя древнему обычаю, Иосиф и Мария прибыли в Иерусалим, чтобы посвятить Богу младенца Иисуса. Евангелист Лука пишет, что едва они переступили порог храма, как сюда по вдохновению свыше пришел старец Симеон. Придя в храм, старец увидел Богомладенца, в котором по наитию признал Христа, и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое». И праздник Терендез установлен в честь сретения (то есть встречи) Богомладенца Иисуса со старцем Симеоном и старицей Анной в иерусалимском храме. Уже в IV веке отцы Церкви Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие посвящали празднику Сретения торжественные проповеди. Терендез, или Тъярнэндарач входит в число неподвижных праздников Армянской Апостольской Церкви и переводится как «навстречу Господу», «встречать Господа», «Господь с вами».

На полюбившийся уже многим в Сочи праздник Трндез 13 февраля ближе к вечеру, после молебна в церкви во дворе церкви Сурб Хач священнослужители благословили событие и всех, кто собрался его отметить. От свечи лампады зажгли костер, в котором помимо дров были веточки вербы, он тут же ярко запылал. Народ обрадовался и не долго раздумывая смельчаки, а потом и все остальные, принялись прыгать через костер. У всех народов есть обычай прыгать через костёр. У славян прыгают на Масленицу, на Ивана Купала. Армяне прыгали самозабвенно. Среди собравшихся очень охотно вызвались это сделать молодые ребята-пары. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда пошел обычай прыгать парами через костер: Считалось, если парень и девушка сумеют перелететь над пламенем не расцепив рук, то их любви суждена долгая жизнь. После этого все берутся за руки и водят хоровод вокруг костра. Прямо напротив разгоравшегося костра выступили ансамбли Дома культуры села Барановка, они исполнили народные танцы «Арцах» и «Кенто», свою веселую ноту в праздничное действо внес и дуэт сельского Дома культуры поселка Лоо: армянский барабан дхол и кларнет. Были во дворе армянской церкви «Сурб Хач» и хоровод, и «шалахо». Из за ограды с любопытством смотрели жители улицы Пластунской других национальностей, снимали на телефоны. Никого не прошли стороной и раздаваемые сладости-так положено в этот день. Народ угощали «гатой» и конфетами. Старшеклассницы школы № 20, которая находится в микрорайоне КСМ уже не первый год приходят на праздник Трндез в Церковь Сурб Хач. Им очень нравится. Одна из них –Милана ответила на вопрос «является ли Трндез армянским аналогом Дня Святого Валентина» так: «Нам это ни к чему. Это наш чисто армянский праздник», зачем нам им что-то заменять или подменять». Впрочем, и свой «Валентин» у нас есть. 16 февраля в Армении отмечают праздник Святого Саркиса. Это День покровителя всех влюбленных, и у такого праздника уже появились в Сочи свои традиции.