Народная песня как истина

0
260

В Сочи прошел Фестиваль-конкурс, где на суд компетентного жюри из края было представлено мастерство множества народных ансамблей, хореографических коллективов, солистов разных национальностей, проживающих на Черноморском побережье. С большим успехом прошло выступление народного вокально-хореографического коллектива «Амшен» из Лазаревского Центра национальных культур имени К.С. Мазлумяна, показавшего инсценировку армянского народного свадебного обряда. Невольно, при исполнении народный армянских песен возникает интерес к «первоисточнику». Как слагались эти песни? Как народ выражал в музыке свои глубинные переживания? Свой, очень любопытный ответ на эти вопросы дает исследование нашего великого композитора Комитаса. Комитаса мы знаем, как священнослужителя, дирижера, певца и композитора. Но он еще и неутомимый исследователь, постигший самую суть народной музыки. Он провел годы, собирая по городам и селам армянские песни и танцевальные мелодии, пытаясь проникнуть в самые их глубины. Народная музыке, особенно хорошо отражает особенности культуры и идентичности в диаспоре. Комитас объяснял, что армянская народная музыка в целом делится на две большие ветви: восточную и западную. «Западные мелодии — широкие и сложные, богатые и серьезные, светлые и живые; восточные мелодии более “компактные” и простые, наивные и легкие, прозаичные и спокойные». И правда, можно сделать те же выводы относительно других аспектов культуры Востока и Запада. Важна музыка «простого народа», или, как пишет Комитас, «крестьянская музыка» Восточной и Западной Армении, «невероятно богатая и сложная, в чистом виде отражающая внутреннюю и внешнюю жизнь армянина. Каждая песня -это «подлинное эхо его сельского сердца и ясное зеркало души. Каждая песня представляет широкую картину жизни, заключенную в маленькой рамке». Композитор выделил шесть жанров народной музыки: крестьянский, ритуальный, эпический, баллады, песенки и песни «антуни» («лишенных дома»). Эти песни относятся буквально ко всем аспектам жизни, отражают все стороны крестьянского бытия и создают представление с повседневной жизни, ритуалах и традициях. Как писал Комитас, «пение было для крестьян такой же привычной вещью, «как хлеб и вода». Далее он поясняет: «Селяне строго придерживались правил исполнения тех или иных песен. Для каждой было свое время и место. Во время работы пелись рабочие песни, домашние — дома и так далее. Например, никто бы не стал петь песню про молотьбу в домашней обстановке. Поэтому жители деревень часто отказывали просьбам горожанина спеть ту или иную песню: для них странно было это делать, если ни время, ни место не были соответствующими. Каждая песня была привязана к определенному моменту сельской жизни и относилась только к нему. Крестьянин не мог осмыслить, создать или “использовать” песню, которая “извлечена” из подходящего ей момента»., они слушают и танцуют под записанную музыку, песня может не иметь ничего общего с каким-то событием или не относиться к повседневной жизни. В наше время, увы, так сложилось, что ритм и темп стали порой ажнее, чем слова или даже значение самой песни. В прошлом, как писал Комитас, «крестьяне больше внимания обращали на слова песни, нежели на мелодию, и, что не удивительно, что тексты песен жили дольше музыки». Сегодня во многих случаях ситуация противоположная. Комитас останавливается и на том, что можно назвать «духом национальной народной песни»: «Дух национальной музыки — это совокупность образов и понятий, которые народ инстинктивно использует в пении. Это может быть особенная подача и интонация, воспроизведение текста (ум народа) и чувственное воспроизведение импровизированной мелодии (сердце народа); это выбор звучания (назальное, горловое, грудное звучание); жанр песен и так далее… То, что присутствует в любой песне, как прямому отражению внутренней и внешней жизни народа, это-дух национальной музыки».

Надеемся, что эти поразительные наблюдения и выводы помогут вам, когда вы в очередной раз будете слушать народные амшенские песни. А сделать это можно будет уже через две недели, на вечере в сельском Доме культуры села Детляжка, где 24 февраля пройдет праздничный вечер «Амшенские мотивы». Начало в 16 часов.

На фото: выступление образцового народного ансамбля «Голос Амшена» на сцене ДК села Детляжка