Концепция политической стратегии Диаспоры: проект

0
78
51462H

В конце прошлого года этот документ появился в сети и, несомненно, представляет интерес для всех представителей армянской Диаспоры. Мы публикуем основные, на наш взгляд, заслуживающие внимания и обсуждения в общественных организациях армянского сообщества положения Проекта. С полным текстом Проекта вы можете ознакомиться на сайте электронного издания «Армяне сегодня». Проект подписан Министром Диаспоры РА Мхитаром Айрапетяном и советником министра Диаспоры РА Ваге Саакяном. При этом, в Армении на сегодняшний день завершается формирование правительства. Назначены пока не все министры. Хотя, согласно Основному закону страны, правительство считается сформированным. Вакантными остались места глав министерств сельского хозяйства, энергетических инфраструктур и природных ресурсов, культуры, спорта и по делам молодежи, диаспоры.
Историческая возможность пересмотреть политику с диаспорой.
Исторический опыт показывает, что невозможно эффективно работать с диаспорой, применяя ко всем единый подход. Диаспора многообразна, и работая с общинами, организациями и частными лицами диаспоры, мы должны придерживаться  многозадачной  повестки и динамичной политики. В долгосрочной перспективе, новой политической целью должно стать создание сильной Армении и существование сильной диаспоры. На наш взгляд, идея наличия сильной диаспоры не противоречит идеи создания сильной Армении, и, наоборот, формирование сильной Армении не должно подразумевать использование средств диаспоры и ослабление организаций, союзов и общин диаспоры в их странах. Для выработки и последовательного внедрения новой политики, необходимо иметь современных, идеологически новых работников, с широким кругом компетенции в статусе министерства.
Перспективы развития и  миссия обновленного министерства диаспоры
Обновленное министерство диаспоры перспективу своего развития видит  в воплощении концепции: «Сильная Армения – Сильная диаспора».  Для ее воплощения министерство должно придерживаться следующих принципов:
Консолидация  потенциала диаспоры для защиты государственных интересов Армении, социально-экономического развития и других стратегических целей. Выработка и реализация программ, направленных на восстановление потенциала диаспоры и укрепление сотрудничества  с различными кругами диаспоры. Теория и практика исследований диаспоры показывают, что она не определена какими-либо  границами, и в этом смысле создание представительных органов в диаспоре практически неосуществимо. Однако министерство диаспоры, проводя регулярные дискуссии и обсуждения с различными кругами, общинами и организациями по  самым разным вопросам может стать представителем их интересов в Армении и в правительстве Армении. Например, Министерство сельского хозяйства или образования представляет и интересы государства, и действует в  интересах потребителей этих  структур. Министерство Диаспоры может служить в качестве посредника, которое будет представлять Армению в диаспоре, и интересы Диаспоры в Армении. Чтобы реализовать перспективу сильной Армении и сильной диаспоры, отношения с ней должны строиться на основе взаимовыгодного сотрудничества, что будет способствовать развитию Армении и укреплению потенциала Диаспоры. Для воплощения в жизнь этих перспектив, Министерство Диаспоры может стать тем учреждением, которое:
а) разработает стратегию, цели и задачи инновационной политики диаспоры, что в свою очередь, создаст механизмы для оценки эффективности политики  по отношению к диаспоре,  посредством участия  и консультаций с ведущими экспертами Диаспоры.  При поддержке Консультативного совета, разработает краткосрочную политику, которая будет направлена на взаимовыгодное развитие Армении и поддержку армянских общин в диаспоре;
е) совместно с соответствующими департаментами и местными филиалами или частными лицами изучить возможность реализации различных проектов развития в Армении или диаспоры, и  посредством совместных грантов разработать предложения и программы с армянскими и диаспорскими организациями;
к) будет последовательна в вопросах информационной поддержки, распространения информационных брошюр во всех армянских общинах Диаспоры, следить за периодическим  обновлением веб-сайтов, социальных сетей, регулярно общаться с различными организациями, учреждениями и представителями диаспорами, а также с иметь представителей -должностных лиц министерства в государственных органах Армении;
л) ежедневно следить за содержанием как печатных, так и электронных армянских газет, издаваемых в диаспоре, в том числе на армянском и  на разных языках (русском, английском, испанском, французском, арабском и т. д.)  и быть в курсе всех событий в диаспоре;
м) имея непосредственную и регулярную информацию о деятельности и процессах происходящих в  различных общинах, способствовать укреплению существующих ресурсов в диаспоре или не диаспоре и  интересов других общин, таким образом координируя потенциал диаспоры и содействуя созданию и укреплению национальных связей между различными армянскими общинами в диаспоре;
н) на основе периодических исследований выработает динамичную политику с целью участия в различных программах или инициативах армян, кто живет за пределами Армении или являются гражданами других стран, но считают себя армянами, имеют армянское происхождение или корни, таким образом консолидируя  всех армян диаспоры;
о) будет иметь возможность консультировать или поддерживать решение вопросов, косвенно участвовать в принятии решений о расширении или закрытии школ или других учреждений различными организациями диаспоры;
п) на уровне министров, заместителей министров и глав соответствующих департаментов и отделов, своевременно отвечать на просьбы и заявления различных учреждений (партий, церквей, благотворительных организаций, молодежных и культурных организаций и т.д.), а также выступать в роли посредника в решении проблем общин диаспоры (не исключая государственно-дипломатического посредничества);
p) в сотрудничестве с различными учреждениями диаспоры выработает и скоординирует местные армянские образовательные программы (в соответствии с местным языком- западно или восточно-армянским), внедряя армянское образование и культуру;
с) каждый армянин из диаспоры по приезду в Армению получит информацию о своем профессиональном или другом участии и инвестициях, возможностях обучения, прохождения военной службы и другим вопросам;
Конечно, в реформированном министерстве диаспоры мы не ограничимся только этими шагами. Область реформирования может быть расширена путем обсуждения дальнейших шагов  с экспертами и заинтересованными сторонами. Чтобы сформировать такие разносторонние взаимоотношения с диаспорой, необходимо будет создать отдельное ведомство при правительстве РА, которое будет информировать о сотрудничестве с другими организациями, о разработке и осуществлении различных программ, эффективно обеспечивающих образовательный, культурный, политический и внешнеполитический потенциал диаспоры и быть подотчетным правительству.
Данный предварительный проект концепции разработан в сотрудничестве с ведущими специалистами в области исследований Диаспоры: