Любое упоминание о проживающих в исторической Западной Армении (нынешняя территория Турции) миллионах «криптоармян», амшенских армян или «хемшилов» на страницах СМИ, вызывает у армянской общественности нескрываемый интерес.

0
89

Летом 2016 года в Сочи прошла демонстрация фильма исследователя и неутомимого собирателя утраченных крупиц фольклора и истории армянского народа Лусине Саакян «Амшен на перекрёстке прошлого и настоящего». Речь в фильме — о корнях представителей народности, имеющей явные сходства с армянами из Амшена. Любое упоминание о проживающих в исторической Западной Армении (нынешняя территория Турции) миллионах «криптоармян», амшенских армян или «хемшилов» на страницах СМИ, вызывает у армянской общественности нескрываемый интерес. После фильма, показанном в Доме культуры Адлера многие местные армяне-сочинцы выходили из зала со слезами на глазах. Теперь же, после многочисленных концертов, выступлений армянских коллективов на различных площадках Сочи, в День города возник еще и закономерный вопрос сохранения национального искусства субэтноса «амшенские армяне».На сайтах, посвященных исследованиям истории народов опубликована  очень интересная статья Давида Степаняна, журналиста, обозревателя информационного агентства «АрмИнфо» (Ереван). Мы публикуем ее в кратком изложении и ждем ваших комментариев по теме.

«Соотечественникам, спасшимся от турецкого ятагана в конце позапрошлого, начале прошлого века на просторах России. В этом смысле примечательным для армянской общины Сочи и в частности проживающих там амшенских армян событием, стала их состоявшаяся 29 июня 2016 года встреча с представителями общины хемшилов Турции и Крыма. «Мы больше не хотим забывать, что нашими предками были армяне. Да, на протяжении последних веков мы живем практически отдельно, в отдаленности друг от друга. И наш общий язык, наши обычаи, традиции на первый взгляд, исчезли, а наши песни забыты. Однако, мы уже доказали, что это далеко не так», – убежден приехавший в гости к соотечественникам в Сочи, член Союза сохранения и защиты культуры «Хадиг», руководитель музыкального ансамбля «Вова» Хикмет Акчичек. Мнение Акчичека сегодня трудно назвать редким и тем более одиозным. Его придерживаются многие соотечественники, проживающие не только в Западной Армении, но и на российском Северном Кавказе, побережье Чёрного моря до самого юга России. Первые амшенцы переселились на Черноморское побережье Кавказа в конце ХIХ – начале ХХ века, спасаясь от насильственной исламизация населения ставшей к середине ХIХ века одним из пунктов государственной политики Османской Турции. Позднее в 1878 году число российских хемшилов пополнилось жителями двенадцати сел, вошедших в составе Батумского округа, согласно подписанному в Сан-Стефано мирному договору в Российскую империю. В силу своей как внешних, так и внутренних факторов амшенские армяне легко адаптировались к условиям практически любой социокультурной среды. Вступая в экономические и культурные контакты с окружающими народами, они перенимали и использовали многое из материальной и духовной культуры соседних греков, турок, русских, грузин, абхазов, адыгов, сохраняя в то же время собственную самобытность. Армяне-амшенцы аккумулировали те духованые, нравственные, морально-эстетические и этические ценности, которые отвечали специфике их жизни. Несмотря на практикуемую в Турции практику насильственной ассимиляции, инокультурное влияние не приводило к пассивному восприятию амшенскими армянами чуждой морали, мироощущения и миропонимания. Язык амшенских армян представляет собой сочетание армянского, турецкого и до некоторой арабского языка, распадаясь на несколько диалектов. Примечательно, что в их говоре остались и крупицы армянского грабара…Представители различных этноконфессиональных групп Османской империи представляли геополитический интерес для центров силы, имеющих интересы в Турции. По словам тюрколога Рубена Мелконяна, в преддверии очередной русско-турецкой войны русская военная разведка в целях изучения фактора исламизированных армян отправляла в Западную Армению экспедиции еще в XVII-XIX вв.Традиция академического исследования амшенских армян (хемшил) в России также имеет свою историю. В статье «Там, где в старину жили армяне» российский востоковед-тюрколог Владимир Александрович Горделевский, опираясь на многочисленные факты, подробно описал весомость роли армян (и в том числе армян-мусульман) в экономической и культурной жизни Османской империи. Впоследствии в статье «Армяне и война» ученый, опираясь на свои впечатления от очередной поездки в регион, подробно описал Геноцид армян в Муше, Битлисе, других местностях Западной Армении. В указанном труде Горделевский привел и неопровержимые факты насильственного обращения армян в мусульманство.   

Еще более масштабную работу в период с 1863 по 1864 годы провел российский географ и путешественник Петр Александрович Чихачёв. Под его руководством было осуществлено восемь научных экспедиций по различным регионам Армении, Курдистана, Малой Азии. По итогам экспедиций учёный опубликовал около ста работ, в которых в числе прочего подробно описывалась культура, социальное положение, национально-освободительное движение армянского народа.  Особое внимание Чихачев в рамках, актуального в международной политике еще 1850-х «восточного вопроса», уделил и фактору армян-мусульман.  Начиная со второй половины XIX века, статьи об особенности фольклора, быта, обрядности и традиций амшенских армян изучались Г. Инджикяном, Л. Бжишкяном, П. Туманяном, Г. Ачаряном, С. Айкуни и другими учёными. Сегодня в Российской Федерации проживает до 2 тысяч армян-хемшил, более половины из них обосновались в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края, а также в Каменском районе Ростовской и Грибановском районе Воронежской области. Заняты наши соотечественники в основном в сфере бизнеса, торговли, строительства, земледелия и в целом, сохраняя свои корни и преемственность поколений, прекрасно интегрировались в местное общество.     В отличие от соотечественников с российского юга, жизнь и быт проживающих в Турции хемшил сегодня довольно тяжел. В основном они проживают в горных анатолийских районах, где занимаются скотоводством и выращиванием чая. С другой стороны, именно многолетняя изоляция позволила им сохранить, несмотря на многовековые притеснения, доброжелательность, приветливость, разговорчивость и множество других присущих армянам черт. И сегодня благодаря глобализации и веку цифровых технологий вся эта армянская самобытность постепенно выходит на свет, становясь достоянием армянского народа, точнее всего армянства.  Профессор Рубен Сафрастян утверждает на основе фактов, что данный процесс только начинается и предугадать вектор его дальнейшего развития пока что довольно сложно. Но положительная роль в нем-доступность информации, поскольку в до распространения интернета те же турецкие СМИ об этой проблеме явно бы не писали. Сафрастян убежден, что проблемы национальной идентификации стали всплывать на поверхность именно в последний период отнюдь не случайно. По оценкам востоковеда, хемшилы, амшенские, исламизированные армяне – пока что только-только складывающийся фактор, четкому складыванию которого в первую очередь препятствует проблема их самоидентификации. социума. Например, интересна тенденция возвращения к армянской идентичности среди некоторых турецких мусульман, чётко разграничивающих понятия «нация» и «религия». Армянский аналитик Саркис Ацпанян, ссылаясь на собственные источники информации в Западной Армении, отмечает, также фиксирует тенденцию возвращения части исламизированных армян к своей национальной идентичности. Согласно его источникам, в Диарбекире, с разрешения курдских местных властей, уже действует Союз армян Турции, в котором жители окрестных сел обучаются армянскому языку. Аналогичные союзы, курсы армянского языка действуют в Муше, Дерсиме, Амшене. «И это только информация, которую я могу уже сегодня открыто предоставить, так что это все лишь первые цветочки. Просто поезжайте в любое село Западной Армении, подойдите к первому попавшемуся прохожему и произнесите «эрмени». Вас тут же отведут к дому, в котором проживает семья исламизированных армян», — отметил он. Сохранение исламизированными армянами преемственности поколений и идентичности позволяет с большей долей уверенности предполагать, что ассимиляция армян Западной Армении далеко не завершена, как это тщетно пытается продемонстрировать турецкая статистика. К этому следует прибавить некоторое количество «возвращенцев» – криптоармян, берущих христианские имена и фамилии и возвращающихся к вере предков.

Постскриптум: Тема эта сложна и требует особого подхода в плане политики и отношения к прошлому народов. Что касается искусства, народного и самобытного. То уже сейчас ясно- его необходимо сохранять и возрождать, не ожидая, что оно само, как птица Феникс, возродится из пепла.