История народа в истории семьи

0
269

       Известный всем этнографический комплекс «Амшенский двор» появился тогда, когда история семьи превратилась в отражение истории целого народа. Были собраны документальные свидетельства множества судеб родственных семей Каладжян, Татулян, Касумян, замечательные своим увлекательным сюжетом. Были среди них и похожие на исторический роман. Свои семейные предания передать всем, кто захочет, решил один из потомков рода переселенцев из Турции Калайджянов –Эдуард Арутюнович Каладжян.Он сделал это лишь потому, что был уверен — это правдивая, порой горестная, но все же достойная летопись рода. Как множество армянских семей этот многочисленный, род, стал, обретя новую родину, служить ей верой и правдой.Одна отличительная черта семейной саги Каладжянов- в жизненных историях отразилась общая судьба-всего народа под названием «амшенские армяне». Легенда и вымысел, отрывки старинных летописей, все смешалось в картине заповедного края, родины предков большинства сочинских армян.…

… Армянские князья Шапух и Амам Аматуни с двенадцатью тысячами подданных, спасаясь от арабского ига, двинулись к берегам черного моря в Лазистан, входящий в состав Византийской империи. Основали город. Назвали — Амшен. Это значит «город Амама». В переводе – «прибрежный». Стены домов и храмов были из белого камня. На восходе город светился, как перламутровый, вскоре вся провинция стала называться «Амшен». В 1489 году турки захватили Амшен.  С начала 19-го века всем его жителям предписано было стать мусульманами. Иначе – изгнание или смерть. Большинство оставили родные дома, бежали в неизвестность. Часть народа приняла ислам и осталась на родине. Амшенцев, отстаивавших свое право на веру предков, не поняли и не простили в Турции. Более того, началось то, что на века остается национальной трагедией. Резня. Геноцид…

Не зря главный зал «Амшенского двора» находится в архитектурном прообразе Ноева ковчега. Это символ вечного спасения, дарованного людям за их веру и верность. Армянский народ не зря считается потомками Ноя. Ведь каждый небольшой период времени по-новому подтверждается легенда о том, что Ноев ковчег нашел постоянное пристанище на склонах Арарата.В 2000 году представилась возможность придать окружающему этнографический комплекс облик исторических мест Армении.Часовня в честь Дружбы Народов Кавказа. 1 ноября 2000 года была освящена представителями армянской апостольской и русской православной церкви. Слева от звонницы установлен хачкар — каменный крест из Армении. Он был подарен армянской общине города Сочи, а община решила установить хачкар здесь. Освящал крест Каталикос Всех Армян Гарегин II.

В 2001 году Эдуард Каляджян приступил к строительству сооружения со скульптурой пророка и святого Ноя…

Эдуард Арутюнович даже не представлял, как близка идея спасения человечества от напастей — стихий,бедствий и войн окажется созвучна судьбе всего армянского народа и в частности-амшенских армян. Уже после открытия в 1999 году этнографической выставки семьи Каладжян их многочисленные родственники, проживающие в Адлерском районе, а также сельчане-соседи стали приносить предметы древности, найденные во время сельскохозяйственных работ. Так сложилась интересная археологическая коллекция. В Музее, комплекса уже были примечательные экспозиции и-собрание археологических редкостей, предметы быта, книги и изделия народных промыслов расширялись и обогащались. Все собранное в уникальном музее подтверждает – с историей Сочи в неразрывном единстве находилась семья Каладжянов и Татулянов с самого начала переезда предков на побережье. Недаром как пример участия в развитие сочинских сел в труде «Сочинская энциклопедия» приведена именно история этой семьи…Этнографический комплекс «Амшенский двор» или как его еще называют «Двор Дружбы Народов» — первый в Сочи частный негосударственный этнографический комплекс. Эдуард Арутюнович Каладжян многие годы собирал и составлял родословную своей семьи и многих народов, переселившихся на черноморское побережье Кавказа в конце XIX — начале XX века. Собирал документальные свидетельства, рассказывающие об их материальной и духовной культуре.Материала для этого было предостаточно. В частности, история семьи Каладжян, судьбы ее многочисленных потомков.История семьи Каладжян является типичной для амшенских армян. Жители города Чаршамба (Турция) родные братья Ншан (1900 года рождения) и Рубен Каладжяны принимали активное участив в повстанческом движении против геноцида армян в Османской империи. В 1923 году братья с семьями нелегально выехали морем в Геленджик. Позже они переехали в село Верхняя Шиловка Адлерского района, где обустроились и стали заниматься в сельское хозяйство. В дальнейшем большинство Каладжянов работало в колхозах и совхозах. Осо­бенно они преуспели в табаководстве. В 1935 году семья Ншана Карапетовича переехала в село Асичко (Абхазия), а Рубен Карапетович с семьей остался Верхней Шиловке, где и поныне проживет большинство его потомков. Искуи Касумян осталась в Турции, турецкие крестьяне некоторое время растили сироту, которая с малолетства оказалась разлучена навсегда с отцом и матерью.Искуи  Татулян, оказавшись после долгих странствий во Франции, только пятьдесят лет спустя нашла через Красный Крест родственников в Сочи-  Касумянов, Татулянов и Калайджянов.

Неповторимый колорит, бережно воссозданная история, привлекательность кавказской кухни быстро сделала «Амшенский двор» любимым туристами и местными жителями. В преддверии Зимних Олимпийских игр его привлекательность возросла еще и потому, что этнографический комплекс находится прямо на олимпийской трассе, ведущей из аэропорта Адлер на Красную Поляну.

Прародительница семьи Каладжянов и Татулянов Искуи Касумян, приехав из Парижа и побывав у родствеников в Адлере в 2005 году была потрясена, как бережно и тщательно сохраняют они национальные традиции и историю семьи, в которой, как в зеркале, отразилась история народа…Представители обширного рода живут в России (в основном в Сочи), Абхазии, Грузии и на Украине. Они работают во многих отраслях народного хозяйства: сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания, медицине, образовании, юриспруденции, бизнесе.

 Из поколения в поколение Каладжяны сохраняют верность и уважение общему

семейному очагу и национальным традициям.

                                                            Ншан Карапетович Калайджян
Рубен Карапетович Калайджян
                                                               Искуи Касумян
Экспозиция музея этнографического комплекса «Амшенский двор»
Эдуард Арутюнович Калаждян