Армянские села Сочи возрождают свою историю

0
1122

Старинная могила на сельском кладбище села Верхняя Беранда Лазаревского района города Сочи.

  Вид сельского кладбища села Верхняя Беранда

При виде старых безымянных могил на кладбище села Верхняя Беранда Лазаревского района сжимается сердце. Но они не заброшены. Вокруг  надгробия  ни опавшей листвы, ни другого мусора. Само оно, потемневшее от времени, покрытое благородным слоем зеленого мха,  тщательно очищено. Теперь это памятник.  Небольшой крест из железного прута, обычный  «местный» камень. На могиле нет никакой надписи, не значится ничьих имен. Однако, есть у подобных могил много общего. В них покоятся первопоселенцы, предки нынешних амшенских армян, бежавших сюда, на берег Черного моря, в  Россиийскую империю  из Турции в поисках спасения,  когда жить на родине стало невыносимо.

Мелик Кивирян родом из здешних мест. Он рассказывает, что первые жители Верхней Беранды стали прибывать в эти места уже в 70-е годы 19 века.. Они осматривали окрестные  ландшафты, долины между горами сплошь покрытие буйной зеленью, зарослями ажины и терновника. Возвращались обратно, на противоположный берег, в Турцию. Надеясь, что их минует тяжелая участь – принять чужую веру по принуждению. Но этого не получалось, и выбор становился неизбежен. Армяне уезжали навсегда в поисках лучшей доли в Сочи,  Сухум, Гагры, Туапсе, Анапу, Хадыженск .В самой природе сочинских сел был о что-то родное. Горы над морем и быстрые реки- неуловимое сходство с пейзажами их любимой Западной Армении.

Предки Мелика Кивиряна поселились в Верхней Беранде в семидесятых  годах позапрошлого века. Быстро построили небольшой домишко, потом сельчане всем миром возвели церковь, школу, и принялись за самое трудное распашку земель. Это им удалось. Постепенно вокруг  зазеленели поля кукурузы, плантации табака сорта «самсун» и чая. Население села Верхняя Беранда росло. Семьи умножались. Уходили из жизни старики. И  собственное кладбище, само собой разумеется, должно было  появиться.

Не без труда Мелик Грантович прочитал на одном из надгробий слова на  местном диалекте, высеченные каким-то  простеньким орудием на камне, две строки — клятва вечной памяти, имена и даты: 1874-й — 1918-й. «Это нам очень дорого -могилы предков, тех людей, которые строили село, основывали здесь  главное, что мы можем ценить, как  наше великое достояние. Школу,например, которую я закончил — вот она, на пригорке, совсем рядом памятник сельчанам, воинам Великой Отечественной. Мой дед и отец воевали, Дед был ранен на передовой, она располагалась близко в дни  яростной обороны Краснодарского края,  в районе горы Индюк». Не только поэтому Мелик Кивирян помогает поддерживать надлежащий порядок на сельском кладбище материально. Он еще , как большинство местных армян, старается бережно  и тщательно беречь любые свидетельства истории села.

Сельский староста (так теперь именуют в селах председателей ТОСов)  Юрий Михайлович Матулян не скрывает, что доволен, как идет дело благоустройства сельского кладбища. «Мы уже лет десять постоянно следим здесь  за порядком. Погост -, так исторически сложилось, находится в центре села, и, естественно , все здесь должно быть в образцовом порядке. Мы уже этого добились, как я считаю. Актив сельской управы-12 человек трудится в любой свой свободный день на этой территории и  на прилегающих участках. Все жители Верхней Беранды нас понимают и поддерживают. Помогают не только местные предприниматели, но и сочинские, и те, чьи предприятия  располагаются в  Лазаревском, то есть многие, которые и  не родились в здешнем селе. Но всех нас объединяет память и благодарность нашим предкам за их великий труд. Сочинские села растут и хорошеют .А ведь основы  отношения к новой родине своим, не побоюсь этого слова «каторжным трудом» закладывали именно старожилы. Большинство из которых уже покоятся вот здесь»…

 

От  Дома культуры до сельского погоста всего ничего. Метров сто не больше. Мужчины, которые в этот день сооружали здесь непременную для армянских кладбищ вещь — общий стол для поминальных обрядов, прикинули, что стройматериала хватит и на какие-то необходимые первоочередные нужды клуба. В Доме культуры прямо при входе находится большой стенд, который наглядно свидетельствует: становление села было трудным. Жизнь здесь налаживалась потом и кровью. Однако, была эта жизнь веселой, а вовсе не мрачной! Рядом друг с другом на стенде располагаются  фотографии сельских ансамблей народной музыки. Воодушевленные, радостные лица музыкантов, в руках даул, зурна, и даже (мало кто помнит теперь это название ) амшенский тулум! Театральный кружок клуба Верхней Беранды. Танцы вечером прямо на улице под аккордион и – тут же , на открытой площадке занятия по классической борьбе. «Был очень сильный тренер- Мелкон Арсенович Варваштян, все ребята были увлечены этим видом спорта,- рассказывает Мелик Кивирян,- «на соревнования ездили в другие города и побеждали».

Одно фото в музее Дома культуры  Мелик Грантович обнаружил впервые, и очень обрадовался. В центре фотографии — его отец с мандолиной в руках, запечатленный в момент выступления сельского оркестра народных инструментов. Аза Читьян- директор Дома культуры Верхней Беранды рассказала, как она собирала документальные свидетельства жизни села за 140 лет. «Просто ходила по домам, разговаривала с людьми, смотрела семейные альбомы. Выбирала фотографии, чтобы их переснять. В результате получился стенд о жизни села Верхняя Беранда, его путь длиной более чем в столетие. Пока живы внуки тех, кто заселял эти места в числе первых, они многое помнят из  рассказов своих предков. Надо успеть все это записать».

Аза Читьян можно сказать, основатель и главный хранитель музея Верхней Беранды, который расположен в самом Доме культуры. Здесь-предметы быта, орудия сельскохозяйственного производства, вышивка в традиционном амшенском стиле, музыкальные инструменты. За каждым из предметов экспозиции- страницы жизни семейств, первыми обустраивавших свою жизнь на новой родине. Это Кешишьяны, Куляны, Варваштяны, Кивиряны, Келеменяны, Кегеяны.

На красивых из черного мрамора, серого гранита или даже из ереванского туфа стелах, установленных на сельском кладбище, в основном эти фамилии. Люди, первыми обосновавшиеся в селе отсюда  больше не уезжали. Куда уедешь от такой красоты? Необозримые дали, бездонное небо, столетние дубы и горы, покрытые лесами. Ничего случайного в том, что именно здесь, в местечке, которое первоначально называлось «Кюрдере» жил и творил Ашот Кочконян, как его называют «амшенский народный поэт». Здесь родилась его наполненная поэтическими преданиями и образами утраченной родины «Амшенская свирель».

На здании школы, директором которой был на протяжении десятилетий Ашот Арутюнович  Кочконян установлена мемориальная доска. Мелик Кивирян, первый заместитель Председателя Союза армян России города Сочи рассказывает о своем намерении дополнить скромную табличку еще барельефом с портретом народного поэта.А нынешний директор средней школы №88 Карен Альбертович Узунян  обещает вернуться к своей заветной идее -проводить ежегодно в феврале, в памятные дни своего предшественника, поэта, «почетного гражданина» Верхней Беранды «Кочконяновские чтения».

Работа на своеобразном мемориале в центре села кипит. Обсуждают, как крепить настил, металлическую черепицу над  общим столом, длина которого будет  около сорока  метров . А как иначе?  Уже на Радоницу, в «родительский день» после Пасхи, 29 апреля, сюда съедутся со всего Большого Сочи близкие и родственники тех, чьи имена значатся на надгробьях. Достойно помянут и тех, чьих имен на могилах не осталось, но след их заметен. Ведь благодаря им, этим людям Верхняя Беранда долгие годы хранит свое особое  притяжение.

3-	Работы по благоустройству кладбища с. Верхняя Беранда

    Работы по благоустройству кладбища с. Верхняя Беранда

Первые жители села Верхняя Беранда. Начало 20-го века

 Первые жители села Верхняя Беранда. Начало 20-го века

Натэлла Саакова