Кто они «кунаки»?

0
904

В 1791 году  армянский архиепископ Иосиф Аргутинский-Долгорукий (Овсеп Аргутян) пытался осуществить  один план  — переселить уговорами и обещаниями черкесских армян в южную часть Самбекской ( Приазовье) степи. Но ничего не вышло. Воспротивился влиятельный черкесский князь Джембулат Болотоков, который запретил армянам переселяться в Россию. Он не мог прервать аталыческие связи между княжеской семьей и черкесогаями . «Аталыки» по черкесским обычаям, по сути «вторая семья» мальчиков-черкесов, в ней воспитывали джигитов, обучая, тому, без чего настоящий мужчина в то время не мог  -верховая езда, охота, война. Армяне мальчиков не баловали, как собственных детей, а растили из них суровых мужчин. Болотоков это очень ценил. И когда вовсю полыхала Кавказская война ,в 1836 году армяне аула Гяурхабль вынужденные переселиться ближе к реке Лабе переехали вместе с князем Джембулатом Болотоковым. Так основательно они «закуначились».

« Селение неверных» или  Гяурхабль – ныне станица Саратовская  находится в12 километрахк северо-востоку от Горячего Ключа. С XVI века здесь проживали армяне .

В наших краях, однако, они появились гораздо раньше, чем произошли означенные события. Некоторые историки по отдельным археологическим находкам – фрагментам хачкаров, старинным надгробьям, надписям фамилий строителей на стенах древних церквей датируют появление армян в крае 9-10 веками нашей эры. Так, в 1171 году каменотес из Кафы Крымбей (с греческого) или Хрытбей (с армянского), армянин по  национальности оставил свой «автограф» на стене Белореченкого храма. Храм относился к Аланской либо  Матрахской (Зикхской) епархии, Константинопольскому патриаршеству, принадлежал Греческой православной церкви. Об этом позволяют также утверждать и греческие надписи на обнаруженных плитах, а армянский мастер, скорее всего, был нанят для строительства религиозного объекта. В генуэзских и греческих колониях Черноморского побережья   географы отмечают наличие армян- священников и купцов.

К чему такой длинный исторический экскурс?  Только не для того, чтобы снова поднять раздражающую многих тему «армяне с древних времен были здесь».Армяне не относятся к коренному населению Западного Кавказа, допустим так, как шапсуги.Но их деятельное участие в жизни Черноморской губернии, затем Сочинского округа доказывать не надо. Большинство армян -амшенские (то есть переселившиеся из Турции волей обстоятельств), начиная со второй половины девятнадцатого века показали себя как прилежные земледельцы, умелые строители, приверженцы просвещения , культуры и –веры.

В начале ноября в Лазаревском районе шестой раз проводился Международный фестиваль телевизионных фильмов и авторских программ «Кунаки». Авторским объединением Сочинского отделения Союза армян России был представлен фильм «Абрикосовая свирель» о мастере дудука Михаиле Нориковиче Авджяне, замечательном музыканте из Барановки. Его удивительная жизненная философия и дарование музыканта позволяет ему создавать инструменты без преувеличения, обладающих собственным, не похожим ни на какой другой , голосом.

Фильм получил заслуженную награду – Диплом Министерства культуры Краснодарского края и рекомендован к показу на телевидении и в кинозалах, где демонстрируется документальное кино. Но речь не о победе. Хотелось бы, чтобы конкуренция на этом фестивале документального кино была сильнее. Творцы на нем собрались довольно разные, но возможность творческого соревнования ограничивало, пожалуй, то, что официально фестиваль именуется как «Фестиваль документального кино Северного Кавказа». От Сочи участвовали всего две телекомпании. Краснодар представлял маститый документалист Валерий Тимощенко с ретроспективой фильмов студии им. Миневрина. Была работа из Азова и несколько короткометражных  лент Ставропольской студии «Кавказский корпус»   Основная часть конкурса-авторские программы режиссеров из Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии. Никто не сомневается, что нам, городу Сочи,  привычно принимать  у себя творческие силы  разных регионов. Фестивалей проводится все больше. Руководитель Лазаревского внутригородского района Сергей Полянский организовал встречу «кунаков» с должным размахом, по всем канонам кавказского гостеприимства. Но где же «свои»? Как любил говорить генерал Евдокимов , военачальник Кавказской войны: «главная филантропия- своим».

Организаторами фестиваля в Лазаревской в «Программе» его проведения названы: администрация Лазаревского района, Союз журналистов России, Российский конгресс народов Кавказа и Лазаревский центр национальных культур . Преобладание журналистов и режиссеров Северного Кавказа вероятно продиктовано тем, что Президент фестиваля, Салиет Кусова-Чухо приглашала в первую очередь ставших «кунаками» с фестиваля 2006 года журналистов и режиссеров.. Но  это не  решает основной его задачи. Показать, как заявлено в «Программе» «лица Кавказа». Недостаток панорамы этих самых лиц в экранном воплощении несколько восполняло присутствие их в фестивальных мероприятиях. Но этого, как кажется, было недостаточно.

На открытие специально приехал секретарь епархии Юга России армянской апостольской церкви священник Тер-Даниэл (Кукуян) с двумя своими соратниками-прихожанами храма Святых Саака и Месропа Краснодарского края. Глава района Сергей Полянский  на пресс-конференции после торжественного открытия представлял участникам фестиваля проект культурно-просветительного Центра под рабочим названием «Музей славы народов Кавказа». Это инициатива члена лазаревского районного отделения Союза армян России Бениамина Чолокяна.

Темой пресс-конференции или «круглого стола» «Дорога к храму» была вечная и всегда новая- взаимоотношение христианства и мусульманства, грани «веротерпимости» основы сосуществования религий, как залог межнационального мира на Кавказе. Резких, отрицающих постановку темы , рискованных суждений не было. Собрались люди образованные и хорошо понимающие «цену вопроса» в сегодняшней взрывоопасной ситуации в мире .Некоторые вариации в понимании отношения к церкви, конечно, были.

Жаль, что отсутствовал по каким-то причинам, главный имам Туапсинского района Сочи Батмиз Шхалахов. Отец Николай, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы. принимал участников фестиваля «Кунаки» в своем храмовом музее. Отец Николай вспомнил сюжет, обошедший все СМИ России. Все, конечно, помнят знаменательный эпизод, когда полуголая последовательница Украинского женского движения FEMEN спиливает бензопилой крест, а вокруг -толпа журналистов с камерами и фотоаппаратами. Ни  одному свидетелю кощунства даже в голову не взбрело одернуть девицу . А ведь на кресте, вне зависимости от повода по которому он был установлен-христианская символика. И это-крест. Обладающий древним сакральным смыслом  атрибут духовного бытия человека. Надо отдать должное христианским священникам – благочинному Лазаревского района отцу Димитрию и  епископу Тер-Даниелю. Они были и откровенны, в своих суждениях по сути вопроса.  Рассуждали честно о современном отношении к церкви, вере. Довелось узнать много нового о позициях и подходах нашей церкви в решении наболевших проблем «диалога» между национальностями.

Тер-Даниель свое выступление начал необычно. Он раздал участникам круглого стола отпечатанное «Святое Благовещение пророка Иоанна». Каждый верующий читал или слышал эти слова хотя бы раз в жизни. Основной же посыл таков: направленное «от себя» -к ближнему добро может приносить пользу тому, кто его делает. Убежденность, что мы люди, совершаем правое, нужное дело тогда ,  когда имеем силу «отдавать свою душу за ближних своих». «В любви не ищем своего», а просто понимаем смысл этого чувства, как потребности преобразить  мир, сделать его лучше, светлее, добрее. Тер-Даниель откровенно поведал, что несмотря на очевидную вещь — все соглашаются с верными славами «Послания», современный человек одной стороной устремлен к Богу- с другой полон сомнений. И это не естественные вечные сомнения, которые мучали и великих философов, и простых людей во все времена. Это-сочетание «несочетаемого», как сформулировал священник. Разлад с самим собой губителен для человеческой натуры. Сказывается  на отношениях внутри семей, с друзьям, в быту. Бог един, но это – не Иисус, Будда и Аллах в одном лице. Бог един в одном, как объяснил священник–в своей любви. Она  постигает каждого. Но порой почувствовать это человеку не дано. Добро и зло борются в душе каждого,  и победа одного над другим порой зависит от многих  обстоятельств. Журналисты, которых на встрече было большинство- соглашались, однако, высказывали свои суждения. Некоторые были предельно откровенны. Президент Международного фестиваля Салиет Кусова-Чухо ( она вела дискуссию) честно признала, что не понимает многих христианских заповедей. В частности – такие общеизвестные, как «возлюби врага своего» и «если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». Священнослужители не торопились растолковывать  Евангельские истины. Тер-Даниель высказал суждение о том, что есть несколько уровней восприятия Бога .Сейчас не средневековье, но период сложный для церкви. Надо многократно увеличить усилия по «спасению человеческой души». В тяжелых испытаниях человек иногда поддается искушению, поступает подло. В этом случае есть Храм. Если для человека он на самом деле то, чем является для всех верующих, — а именно, как выразился отец Даниэль «баня духовная», то сопротивляться «другому» внутри себя можно. Это свойство веры, кстати, присутствует во всех религиях. Душевная стойкость, сопротивление греху, убедительные мотивы, которые побуждают человека поступать честно, по совести. Однако, не все постулаты разных религий можно уровнять и сблизить как пропагандирует  течение «экуменизм»- концепция всеобщего «духовного» братства и единства. Существуют вековые традиции, через которые нет смысла преступать. Нельзя отбрасывать и характеры, уклад, сложившийся порядок жизни народа, приверженного определенной религии. Многим понятно и близко понятие, составившее название фестиваля в Лазаревском. Некоторым оно не подходит не по смыслу, по «локальности». «Куначество»-это все же явление, замкнутое на Кавказе, а фестиваль претендует на постоянное расширение границ. В этот раз приехали делегаты из Азова, должны были прибыть участники из Солигорска, Республики Беларусь. Этот город уже двадцать лет явлется «побратимом» Лазаревского. Кстати, слово «побратим» привычнее уху человека, не выросшего, не живущего на Кавказе. По армянским обычаям- адатам «побратимство» скреплялось в церкви…

Впрочем основное – не в названии. Изменение «формата» фестиваля неизбежно. Первое, как представляется, необходимо ввести свои «номинации» в конкурс документальных фильмов и авторских программ. Пока существует лишь  одна- «Лица Кавказа». Но можно придумать еще, как минимум, три. И это нужно сделать. Вся программа, так вышло, Ставропольского творческого объединения «Кавказский корпус» Игоря Срибного с документальным циклом «По следам генерала Ермолова» «выбивалась» из заявленных позиций конкурса. Более того, стилистика и подход к теме вызвал неоднозначную реакцию со стороны большинства участников фестиваля из Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Чечни.

Единства во взглядах , отношении к прошлому, традициям, быть не может. Единство может быть в бесспорном признании отдельных ,изначальных понятий Допустим- «Кавказ наш дом». Вынося тезис на первый план, стоит, однако, подумать и о правильном, справедливом сочетании тем. Просто по случайному стечению обстоятельств фильм «Абрикосовая свирель» «попал в точку» , поскольку коснулся музыки амшенских армян, их трудной, но  полной  радостных ожиданий жизни  на новой Родине, в России. И вписался в тему теперешней агломерации народов на Кубани. Вот уж действительно, не знаешь, где найдешь, где потеряешь! Утратив  привычную среду обитания, условия родные многим поколениям предков, переселенцы будто заново стали открывать Вселенную. Михаил Авджян стал делать дудук из самшита. И надо слышать этот «голос»! Он необычен. В нем, кажется, отголоски древнего Боспора, и шелестящий фон древних рощ, окружавших селения Западной Армении.  «Народный  поэт Верхней Беранды» Ашот Кочконян написал свою поэму «Амшенская свирель» в Сочи, но она удивительно легла на размышления музыканта Авджяна о вневременной и вненациональной природе инструмента под названием «дудук». Пусть не возмущаются все те, кто привык считать его истинно армянским .Но в руках лучших музыкантов «абрикосовая свирель» на самом деле приобрела звучание всеобщего, выражающего сокровенные чувства любого народа и каждого человека.

Возвращаясь к проекту «Музея славы народов Кавказа» презентованного на Международном фестивале «Кунаки», надо признать, что дело это стоящее. Накопилось столько ценного, достоверного и значительного, что относится к многовековой истории народов, населяющих Западный Кавказ, что давно надо собрать, систематизировать и выставить на всеобщее обозрение. Хорошо бы отдельно создать зал героической Славы народов Советского Союза, завоевавших Победу в Великой Отечественной войне. Предложений может быть много. Их надо собирать, обдумывать и – реализовывать.

Фестивалю «Кунаки» предстоит расти и стремиться к тому, чтобы представить картину противоречивого времени , населенного народами, народностями и нациями уникального пространства «Кавказ». Фестиваль преподнес имена людей, талантливых режиссеров, сценаристов, которым это по силам.

Открытие Международного фестиваля документальных фильмов и авторских программ «Кунаки»

Священнослужители- Тер-Даниэль, настоятель церкви Св. Саака и Месропа, протоиерей благочинный Лазаревского района отец Димитрий приветствуют участников и гостей.

Круглый стол «Дорога к храму». Тер-Даниэл (Кукуян), глава администрации Лазаревского района Сергей Полянский, протоиерей Димитрий- благочинный Лазаревского района, Президент фестиваля «Кунаки» Салиет Кусова-Чухо

Диплом, присужденный телефильму «Абрикосовая свирель»

Съемочная группа телефильма «Абрикосовая свирель» с главным героем-Михаилом Нориковичем Авджяном.

Нателла Саакова