Мост между прошлым и будущим

0
634

  Многие народы мира представляют собой единые нации, но  делятся на субэтнические  и лингвистические группы. В свою очередь армянский народ делится также на несколько субэтнических и этнографических   групп, у каждой из которых свой диалект, названия которых, происходят от названий исторических  областей в Западной Армении.  Мы сможем осознать и понять  наше историческое прошлое, только лишь зная и изучая отдельные ее фрагменты и этапы, из которых складывается целостная картина прошлого и настоящего армянской цивилизации. Люди, чтящие наследие своей цивилизации  стараются изучать и узнавать как можно больше. Нам необходимо сохранять память, чтобы не повторять ошибок прошлого и суметь найти путь в будущее, привнеся в него основополагающие ценности, которые накопили и пронесли наши предки через многие века нашей истории, обогащать ее и вписать еще много славных страниц. Летопись исторических судеб нашего народа прошла сквозь многие подъемы и падения, но победный дух наших предков и верность нашему языку, традициям и великой культуре позволили нам сохраниться, несмотря ни на какие препятствия. Огромное количество сложных вопросов стоит сейчас в мире среди многих народов в деле сохранения своей идентичности и языка. Осознание своего прошлого, как никогда становится особенно важным и просто необходимым. Очень быстрыми темпами идут процессы глобализации и сейчас мы живем совершенно в другом мире. В мире информационном, нежели еще пятьдесят, сто лет назад. В прошлом подходы к сохранению своей идентичности ставили другого рода вопросы и надо полагать, что наш народ сумел активно и качественно эти вопросы решать в меру своих сил и возможностей. Пройдя через страшные потери и трагедии, армянский народ, проявив всю свою глубинную мудрость, заложенную в нем в генах за несколько тысячелетий развития, справился с  вызовами 20го столетия  и пришел в 21 век. Теперь же в совершенно новых условиях нам необходимо консолидировать нацию на основе нашего языка и культуры, раз и навсегда изменив  мышление, мысля категориями вызовов завтрашнего дня в этом быстро меняющемся мире. Прошли  времена, когда скорость получения информации была очень медленной. Теперь мир изменился, в информационном поле очень быстро происходят процессы, движение идей и мнений, создаются информационные сети, которые дают возможность быть в курсе многих событий и дают возможность владения и передачи информации с мгновенной скоростью.  Если еще относительно не так давно мы плохо себе представляли, или практически ничего не знали, не было информации о многих событиях или она была доступна, лишь узкому кругу исследователей, энтузиастов. На нынешнем этапе истории всякий интересующийся человек может найти для себя ответы на многие вопросы и установить многочисленные контакты с разными людьми и это все, конечно же, не является новостью, а ведь каких-то лет десять назад это доставляло определенные сложности. Все это конечно замечательно, но успеваем ли мы за всеми этими процессами и идем ли на опережение времени в деле сохранения идентичности и сближения различных этнических групп армянского народа. Ведь мгновенное распространение и движение информации  помимо всех благ имеет и свою обратную сторону, она  еще больше делает уязвимыми к ассимиляции, потери языка в первую очередь. Исходя из всего этого, на сегодняшний день еще более  актуальным вопросом становиться изучение малых этнографических групп все еще сохраняющих диалекты армянского языка, составляющих историческое наследие армянского народа, установление контактов  живого общения, обмена информацией и идеями являющихся главным звеном для построения  моста, способствующего сохранению языка и культуры. В последние годы радует неподдельный  интерес исследователей и журналистов к нашему этносу. Написано много замечательных  и серьезных исследовательских трудов изучающих язык, культуру, быт, историю и этнографию всех групп амшенского этноса. На сегодняшний день консолидация  всех этносов армянского народа и конфессиональных групп является самой насущной проблемой для будущего армянской нации.

 Амшенцы — христиане и  хемшилы одна из самых многочисленных армянских этнографических групп, которые по сей день компактно проживают в Турции, в  средней Азии, в Абхазии, а также в Российской Федерации.  Несмотря на не легкую судьбу сделали все в меру своих возможностей и сил,  чтобы не потерять  свою богатую самобытность и уникальный диалект,  который  является составной частью армянского языка, являющегося в свою очередь ветвью индоевропейской языковой семьи.   История средневекового армянского историографа Гевонда свидетельствует о заселении территории Амшена в 8 веке н.э. армянами, которые в количестве 12000 человек под предводительством нахарара Шапуха Аматуни и его сына Амама, под натиском арабского халифата переселяются на территорию византийской империи и основывают впоследствии княжество, которое мы знаем под названием Амшен. На протяжении нескольких веков обособленное развитие амшенцев и влияние географического фактора оторванности от основной территории Армении, способствовало развитию уникальной этнографической группы армянского народа со своей самобытной культурой и диалектом.  В 1461году Амшен  был захвачен  османами. На протяжении следующих нескольких столетий происходила насильственная исламизация населения Амшена. Часть населения была исламизирована, которых теперь мы знаем под названием  хемшилы, другая часть амшенцев оставшись христианами, переселилась из Амшена. Таким образом, на несколько столетий их судьбы разделились. Согласно Карскому договору в 1921года несколько деревень населенные хемшилами были присоединены  к Аджарии. Во время второй мировой войны хемшилы были депортированы из Грузии в Казахстан и Киргизию. Начиная с середины восьмидесятых годов, происходило переселение хемшил в Российскую Федерацию. Таким образом, формирование идентичности хемшилов и их жизнь среди других народов  привнесло в их культуру многие новые черты быта и мироощущения тех культур и народов, среди которых они жили, но при всем при этом сохранился язык, который понятен другой группе армянского народа амшенцев христиан. Две группы народа оказавшиеся оторванные друг от друга на целые столетия и получающие дальнейший свой уникальный путь развития на сегодняшний день оказались вновь на территории одного государства многонациональной, демократичной России и живя рядом друг с другом имеют возможность находить точки соприкосновения  посредством единого лишь с некоторыми различиями диалекта одного языка. Как известно язык основа основ, станет ли он в данной ситуации тем фундаментом и стержнем, дающим возможность для понимания друг друга, осознания целостности нашего этноса учитывая различие в вероисповедании. Сможем ли мы принять друг друга такими, какие мы есть?  Создать единое поле для дальнейшего поступательного развития наших культур и объективного сотрудничества, которое естественным образом поможет нам в сохранении и возрождении нашего языка и общности культур, не противопоставляя себя современному обществу, а используя все лучшие коммуникативные возможности информационного мира,  которых мы были лишены в прошлом. Нам необходимо извлечь уроки прошлого и сохранить наше самосознание, язык и культуру, в то время когда в историческом прошлом растворились  языки и цивилизации, с карты мира исчезают  государства, эпоха глобализации растворяет целые народы. Мы тем более должны осознавать и принимать как божественный дар наше настоящее, говоря на одном языке. Сможем ли мы противостоять, живя вне рамок своего национального государства, сохранить свое самосознание и не растерять его? Огромные вызовы стоят перед нами, насколько мы готовы к ним? Дойдут ли до наших потомков наши ценности, которыми мы так гордимся? Все зависит от нас, от нынешнего поколения, от нашего умения объективно смотреть и понимать ситуацию и суть вещей. Кроме нас самих никто нам не поможет, только мы сами можем сохранить и передать потомкам надежный фундамент и феномен нашего этноса, который сохранился, пройдя очень сложный путь развития и испытаний, на нас лежит прямая ответственность сохранения всего того, что до нас донесли наши предки. Сумеем ли мы быть достойными  наших предков и быть достойными, чтобы остаться в памяти потомков, ведь нынешнее поколение и есть  связующая нить преемственности поколений и рода нашего.

 

Александр Оганян
Элеонора Узунян